Автоматизация ЖКХ: диспетчеризация котельных

Надежная и безопасная эксплуатация котельных и других инженерных объектов в современных условиях обеспечивается единым комплексом контроля и управления технологическими процессами – системой диспетчеризации, реализуемой в рамках работ по автоматизации ЖКХ.

Система диспетчеризации позволяет осуществлять контроль оперативно, в режиме реального времени, силами минимального штата сотрудников. При этом риск возникновения аварийных ситуаций значительно снижается.

В зависимости от потребностей заказчика, на объекте может быть проведена как локальная, так и удаленная диспетчеризация. Локальная диспетчеризация предполагает размещение всех необходимых элементов системы управления (в том числе диспетчерского пункта) в пределах самого инженерного объекта.

Диспетчеризация удаленная подразумевает управление объектом и контроль его деятельности с помощью центрального диспетчерского пульта, территориально расположенного на удалении от самого объекта. Несколько объектов, оборудованных локальным диспетчерским пунктом, могут объединяться под управлением одного удаленного центрального пункта. Технически удаленная диспетчеризация осуществляется с помощью технологий gsm и gprs.

Современные системы автоматизации ЖКХ предусматривают кроме технологий контроля, технологии дистанционного управления – от возможности регулировать некоторые избранные параметры до полной «виртуализации» объекта.

Преимущества диспетчеризации

Основное преимущество диспетчеризации котельных – непрерывность контроля и независимость его от «человеческого фактора». Диспетчеризация обеспечивает возможность контроля основных процессов, которые происходят на объектах, и их соответствие определенным параметрам. В случае выхода параметров за пределы безопасной эксплуатации, предполагается автоматическая остановка работы объекта. При этом информация о выявленных нарушениях передается на локальный пульт управления и на центральный пульт по одному из каналов связи.

Информация о процессах, параметрах и их нарушениях сохраняется в базе данных диспетчерского пульта. Специальные программы позволяют автоматически вести учет событий на объектах в электронных журналах. При необходимости, к системе диспетчеризации можно подключить датчики измерения аналоговых величин и тем самым обеспечить комплексное решение управления и контроля на объекте.

Для максимальной автономности работы, система диспетчеризации предусматривает оборудование встроенным источником бесперебойного питания, который может поддерживать работу системы на протяжении суток без доступа к электросети.

Расходы на диспетчеризацию объекта быстро окупаются за счет сокращения рабочих мест операторов. Централизованное оповещение об отклонениях от заданных параметров позволяет организовать обслуживание нескольких промышленных объектов силами одной оперативной дежурной бригадой. После проведения диспетчеризации отпадает необходимость в постоянном присутствии на объекте обслуживающего персонала.

Преимущества диспетчеризации:

  1. Реальная и полная картина состояния инженерных систем в любой период времени, мониторинг on-line.
  2. Возможность оценки и анализа эффективности работы на основе сформированных отчетов и статистических данных.
  3. Снижение общего энергопотребления до 20-25% за счет внедрения энергосберегающих алгоритмов работы оборудования, автоматической оптимизации режимов и других мер.
  4. Сокращение затрат на ремонт инженерного оборудования до 40-50% благодаря предупреждению возникновения сбоев в работе, регистрации отклонений а не аварий, и повышению ресурса (равномерная наработка моточасов).
  5. Уменьшение расходов на службу эксплуатации до 50-60% за счет оптимизации ее численности.
  6. Удобство в эксплуатации, исключение влияния человеческого фактора в управлении объектом.
  7. Оперативное оповещение о возникших сбоях оборудования и нештатных ситуациях.
  8. Повышение комфорта и безопасности людей в здании.
  9. Возможность удаленного управления и контроля.
  10. Повышение класса объекта, соответствие международным нормам.

Автоматизация ЖКХ диспетчеризация котельных экономический эффект от внедрения

Эксплуатация автоматизированных котельных, находящихся на диспетчеризации.

Переводу автоматизированных котельных на диспетчерское обслуживание должны предшествовать тщательная проверка и подготовка технического состояния всего оборудования. Диспетчеризируемые котельные должны соответствовать всем требованиям действующих правил и технических условий для газифицированных отопительных котельных:

«Правила безпеки систем газопостачання України»

4.6.27. Не дозволяється залишати працюючу газовикористовувальну установку без постійного нагляду обслуговуючого персоналу.

4.6.28. Робота газовикористовувальних установок без постійного обслуговуючого персоналу допускається за умови:

розміщення газовикористовувальних установок і допоміжного обладнання у відокремлених замикальних приміщеннях, обладнаних охоронною сигналізацією і аварійним вибухозахищеним освітленням, з ввімкненням його поза приміщенням;

оснащення газовикористовувальних установок системами автоматизації, які забезпечили б їхню безаварійну роботу, протиаварійний захист, відключення подачі газу на установку при загазованості приміщення, пожежі в приміщенні і вимкнення електропостачання;

виводу сигналів про загазованість приміщення і спрацювання захистів на диспетчерський пункт або в приміщення з постійною присутністю чергового;

наявності в оперативному підпорядкуванні у диспетчера чергового персоналу, здатного до виконання робіт з аварійної зупинки обладнання.

Експлуатація газовикористовувальних установок, які розміщені в житлових і громадських будинках, без обслуговуючого персоналу не дозволяється.»

До автоматизации необходимо проверить и привести в исправное состояние котлы и газогорелочные устройства, электрооборудование, хозяйство КИП, ручные газовые и водяные запорные устройства, приточную и вытяжную вентиляцию и прочее оборудование котельной. Прежде чем передать котельные на диспетчерское обслуживание, необходимо проверить и наладить систему отопления. Для этого надо установить расчетный расход воды в системе отопления и через котлы. При неотрегулированной системе отопления даже идеально работающая автоматика не сможет обеспечить требуемые температурные условия во всех отапливаемых помещениях.

Опыт эксплуатации систем автоматики в разных городах показал, что при работе котельных в условиях плюсовых температур наружного воздуха (5-10° С) часто имеет место завышение температуры воды в системе отопления по сравнению с расчетной. Эксплуатационные организации иногда пытаются это объяснить несовершенством автоматики регулирования, что является не всегда обоснованным. Причина завышенной температуры заключается в том, что в ряде котельных установлены котлы завышенной теплопроизводительности, а при разработке проекта газоснабжения котельной расчет газогорелочных устройств осуществляется не по фактическим теплопотерям зданий, а по номинальной мощности котлов. При автоматизации котельных это обстоятельство необходимо учитывать. В тех же котельных, где в переходные периоды имеет место завышение температуры, желательно устанавливать один из котлов заниженной теплопроизводительности. Если такая возможность отсутствует, то на одном из котлов нужно устанавливать горелки с заниженным расходом газа. Это позволит снизить температуру воды в системе отопления до расчетного значения и обеспечить эффективную работу автоматики регулирования.

Диспетчеризация отопительных котельных обычно осуществляется после длительной их эксплуатации. После окончания всех строительных, монтажных и пусконаладочных работ комиссия в составе представителей заинтересованных организаций принимает диспетчерский пункт и подключенные к нему котельные. В процессе приемочных испытаний в соответствии с программой и методикой, разрабатываемой проектной организацией, проверяется работа всего технологического оборудования, приборов автоматики и контроля в котельных, устройств связи и аппаратуры диспетчерского пункта (далее по тексту – ДП). Во время приемки системы особое внимание нужно обращать на состояние технической документации. Для успешного освоения и эксплуатации системы диспетчеризации, которая включает в себя целый комплекс различных электроприборов, оборудования, линий связи, нужны четкие принципиальные и монтажные схемы, схемы прокладки кабельных линий связи, рабочие чертежи, инструкция на все приборы автоматики и аппаратуры диспетчеризации.

Автоматизация ЖКХ диспетчеризация котельных

Создание диспетчерской службы по эксплуатации системы диспетчеризации котельных определяется специальным постановлением или приказом. Все стороны ее деятельности должны быть отражены в «Положении о диспетчерской службе». В «Положении» даются общая характеристика системы диспетчеризации котельных, ее назначение и функции. Показываются организационная структура службы ДП, связь ДП с другими подразделениями данной эксплуатационной организации и специализированными организациями района и города. Показывается также подчинение всех звеньев службы. Все действия персонала на объектах (в котельных), связанные с обслуживанием газового оборудования, включением в работу котлов, остановкой котлов и пр., должны быть определены специальной инструкцией по эксплуатации газового оборудования. Права и обязанности всего персонала диспетчерской службы и других подразделений, участвующих в эксплуатации системы диспетчеризации, должны быть подробно расписаны в должностных инструкциях.

Диспетчерская служба в процессе работы ведет контроль за поступающей из котельной по каналам диспетчерской связи информацией, принимает оперативные меры по устранению неисправностей в работе оборудования, организует проведение планово-предупредительных ремонтов всего оборудования диспетчерской системы (приборов на объектах, линий связи и аппаратуры диспетчерского контроля).

Штаты диспетчерской службы комплектуются исходя из конкретных объемов диспетчеризации с учетом существующей структуры эксплуатационной организации, в ведении которой находится ДП котельных. Известно, что в городах организационные формы эксплуатации теплоэнергетического хозяйства, в том числе и местных отопительных котельных, различны, поэтому неодинаковы и принятые формы обслуживания систем диспетчеризации котельных. Но общая структурная схема диспетчерских служб во всех городах должна быть приблизительно одна и та же. В штате каждого ДП есть диспетчерский персонал, осуществляющий круглосуточное дежурство на пульте, оперативно-ремонтные бригады для технического обслуживания оборудования котельных и узлов автоматики, а также специалисты-электрики по ремонту электрической аппаратуры диспетчерской сигнализации, линий связи и пр.

Практика эксплуатации автоматизированных котельных с управлением из ДП показала, что персонал его должен в совершенстве знать системы автоматических устройств котельных, контролируемых этим пунктом, правила останова и розжига автоматизированных котлов. В первое время после перевода котельных на диспетчеризацию в котельной дежурят операторы, которые фиксируют в журнале все параметры по показаниям приборов и неисправности систем автоматики. В последующее время эти котельные находятся под неослабным вниманием персонала диспетчерской службы. Необходимое условие безопасного обслуживания газового и другого оборудования котельных — точное выполнение имеющихся рабочих инструкций и четкая организация действий оперативного персонала.

Бесперебойная эксплуатация системы автоматизации и диспетчеризации котельных возможна только при условии правильной организации оперативного и планово-предупредительного (профилактического) обслуживания всех приборов и оборудования. Персонал, осуществляющий эксплуатацию систем автоматики и диспетчеризации, должен проводить профилактическую проверку, а в случае необходимости и ремонт систем автоматики и диспетчеризации в соответствии с инструкциями и графиками, которые определяют характер и первичность всех работ.

Система технического обслуживания складывается из ежедневных осмотров состояния работающих «на замке» котельных, ежемесячных профилактических и ежегодных планово-предупредительных ремонтов устройств автоматики и диспетчеризации, а также технологического оборудования котельных. В определенные сроки, устанавливаемые производственно-эксплуатационной организацией, в ведении которой находятся отопительные котельные, проводятся капитальные ремонты всего оборудования и технических средств автоматики и диспетчеризации.

Ежедневное техническое обслуживание, заключающееся в визуальном осмотре работающих «на замке» всех приборов автоматики и диспетчеризации и в проверке работы основного технологического оборудования котельных, проводится персоналом ДП отопительных котельных. Такие обходы котельных могут проводиться и несколько раз в сутки (например, 1 раз в смену). В составе каждой бригады, которая совершает обходы котельных, должно быть не менее двух человек. Кроме плановых обходов персонал ДП выполняет поступающие по каналам диспетчерской связи аварийные заявки и устраняет возникающие непредвиденные неисправности в работе аппаратуры и оборудования котельных. В ежедневное техническое обслуживание входят также поддержание чистоты и порядка на пункте и на контролируемых объектах, ведение необходимой технической документации.

Ежемесячное техническое обслуживание включает в себя профилактическую проверку на месте, в случае необходимости ремонт приборов автоматики и диспетчеризации, всего оборудования котельных и ДП. Проверяются на срабатывание и прохождение аварийного сигнала на пульт диспетчера все датчики и сигнализаторы автоматики безопасности. «Аварийные ситуации» создаются путем искусственного нарушения различных технологических параметров. При выявлении отклонений заданных параметров в работе узлов и приборов автоматики, устройств диспетчерской связи производится их настройка.

Ежегодная ревизия и ремонт всего оборудования котельных, приборов автоматики и диспетчеризации проводятся в период неотопительного сезона. При этом тщательно проверяют рабочие характеристики отдельных узлов, приборов и всей системы в целом. В случае необходимости наиболее сложные узлы и приборы демонтируются и проверяются на специальных стендах в лабораторных условиях. Цель ежегодных профилактических ревизий и ремонтов — приведение рабочих характеристик приборов и оборудования в соответствие с техническими требованиями. Результаты проверок должны фиксироваться в специальных журналах и оформляться соответствующими актами.

Проверка, ремонт и налаживание любой электрической системы автоматики и диспетчеризации невозможны без использования электроизмерительных приборов. С их помощью проверяют правильность электромонтажа, качество электроизоляции монтажных проводов, исправность и настройку приборов, измеряют силу тока и напряжение в отдельных участках схемы и др.

Производственный персонал, выполняющий на объектах работы по техническому обслуживанию средств автоматики и диспетчеризации, должен быть обеспечен необходимым инструментом и соответствующими приборами. С целью экономии рабочего времени и повышения качества выполняемых работ для проверки и настройки отдельных блоков автоматики могут использоваться переносные или лабораторные стенды.